В свое время в истории церкви, Никейский и Халкидонский соборы, собрались люди, для того чтобы разрешить некоторые проблемы и выработали там какие-то определенные положения или символы веры. Насколько они умело и успешно манипулировали текстами Священного Писания, для того чтобы убедить тогдашний христианский мир, что, например, Бог не один, а в божестве есть множество. И это «большая игра», в которой задействовано очень много людей. Они что-то цитируют, указывают на места в Священном Писании такие как 1-е Иоанна 5:7* или Матфея 28:19*, 2-е Коринфянам 13:13. «Вот же, — говорят, — видите! Значит есть троица». Или берут книгу пророка Исаии, где написано: Свят! Свят! Свят, Господь Саваоф!
«Ну вот же, три раза написано слово Свят, кому это говорится?» И делают вывод — значит Бога три.
Т.е. берут тексты что-то цитируют, выдвигают какие-то концепции или воззрения, указывают на места Священного Писания, доказывают, прибегают ко всевозможным уловкам, типа таких. Цитата из проповеди «Сокровенный Бог», написанная в день так называемой святой троицы. Как справедливо сказал кто-то из святых в древности: Если попытаешься понять троицу — потеряешь рассудок. Если отвергнешь ее — потеряешь жизнь
. Это очень сильное утверждение. Разве не так? Понять троицу мы не можем, и отвергнуть ее мы тоже не можем, потому что потеряем жизнь. Вот это и есть манипуляция сознанием человека. «Не задавай вопросов, просто верь!»
Продолжим цитирование: Это, конечно не значит, что все рассуждения о триединстве бога плод нашей фантазии, напротив, христианское учение о троице навеки записанное в афанасьевском символе веры имеет под собой твердое библейское основание. Однако Бог неизмеримо выше всего, что мы способны вообразить или понять своим рассудком. И потому единственный способ для нас познать Его, принять верой данное нам в Писании откровение
. Конец цитаты.
С последним предложением, что единственный способ для нас познать Бога — это принять верой данное нам в Писании откровение, трудно не согласиться. Но вот где в Библии мы найдем откровение, что Бог един в трех лицах? Найдем ли мы хоть один конкретный текст? Будут ли поддерживаться всем Священным Писанием приведенные тексты? Или они будут скорей опровергаться им?
Сейчас, когда вы ведете развернутый диалог о том, что доктрина о троице не имеет библейского основания, могут последовать и санкции, исключение из членов организации, вплоть до гонений. Сколько людей уже было уничтожено за веру в одного единого Бога, откроет только вечность.
Говорит ли само Священное Писание о Боге, как об одной уникальной личности? Или же все же божество состоит из двух или трех равных друг другу лиц или партнеров. Нам так же нужно будет проследить историю возникновения этой идеи в христианстве. Идеи, — так расположить, истолковать тексты Библии, или вытащить такой смысл из них, что идея о Боге и Его Сыне, а так же о Божьем духе, будут иметь то, что имеют сегодня в христианстве. Доктрина о троице увела многих людей от чистой и простой христианской жизни. А именно развитие учения о том, что Иисус Христос — это равностатусная личность некоего божества троицы.
Речь не идет о том, что христиане, которые веруют в троицу не живут чистой христианской жизнью, но они задавлены авторитетом богословия. И вот этой толщей в течение 17 веков христианской мысли о том, что божество это троица, так, что они ни в лево, ни в право не могут даже посмотреть, — они продолжают не понимать Бога. Они знают некоторые идеи о Боге, но вот познать Небесного Отца, как предлагает это сделать Иисус Христос в Евангелии от Иоанна 17:3, они не могут. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа
. Это один из многих текстов, который говорит, что Бог — это Бог, а Сын — это Сын. Не во всяком тексте Библии Бог обязательно подразумевает троицу, это же так очевидно.
Что было в начале IV века?
В 317 году в Египте разгорелась полемика, последствия которой стали поистине пагубными. Поводом для этого рокового противостояния, породившего прискорбное явление в христианском мире, была доктрина о троице, о Боге в трех лицах. Доктрина, которая, в предыдущие три столетия, к счастью, избегала любопытства исследователей. Иоганн Лоренц Мосхайм, История церковных институтов, Нью-Йорк, 1839 год издания, с. 399Т.е. в течение почти трехсот лет об этой доктрине вообще ничего не говорилось.
Еще одна цитата:
Ввиду того что троица является важнейшей частью позднего христианского учения, поражает тот факт, что этот термин ни разу не встречается на страницах Нового Завета. Подобным же образом в рамках канона невозможно обнаружить и разработанную в поздних символах веры концепцию о трех равностатусных личностях божества. Издание Оксфордского Университета, статья о троице, 1993 год
И еще одну цитату хотелось бы привести:
Принятие небиблейской формулировки в Никее, стало поворотным пунктом в истории развития догмы. Троица истина, поскольку на этом настаивает Вселенская Церковь в лице епископов, хотя в Библии об этом нет ни слова. До нас дошла формула. Но что стоит за этой формулой? Ни одно дитя церкви не осмелилось ответить на этот вопрос. Догматическая теология, Энциклопедия Британика 14 издание 1936 год, стр. 501-502
Троица истина, поскольку на этом настаивает церковь. Простой вопрос: А из кого состоит церковь?
Из людей. Да, люди могут быть с разным образованием, разным положением в обществе, живущие в разных городах, занимающиеся разной работой, имеющие разное познание, но всё же люди откуда-то черпают своё понимание или взгляды. Читают разную литературу. Откуда люди в церкви черпают духовные знания? Хотелось бы, чтобы в основном черпали из Библии, но зачастую черпают их от служителей церкви — пасторов, работников, проповедников, пресвитеров, богословов и прочее.
Любая организация руководствуется определенными уставами, церковными порядками, рабочими курсами, доктринами и т.д. У любой организации есть аргументированные позиции на те или иные вопросы церковного учения или порядка. Бывает так, что если с наведением порядка, например, поддержание церковной дисциплины, не справляется местный служитель, то как правило вызывают тяжелую артиллерию — руководителей более высшего звена — богословов, ученых и проч. И вот их авторитетом устанавливается статус кво.
Большинство людей теряют свой рассудок при виде авторитетов. Человек же отстаивающий свою позицию вопреки большинству всегда будет в порицании этого большинства.
Пусть для нас авторитетом будет лишь Священное Писание и больше никто и ничто. Доктрина о троице была принята на Никейском (325 г.) и Халкидонском (451 г.) соборах. Принятый тогда символ веры, сегодня принимают в том или ином виде практически все христианские деноминации мира.
Каким образом получается так, что мы взяли и приняли все эти положения Никейского и Халкидонского символа веры? Все очень просто. На этом усиленно настаивают ученые, богословы. И мы с вами, как простые люди, без соответствующего богословского образования, зачастую принимаем это как за авторитет и ставим на этом точку.
.
.
.
*1-е Иоанна 5:7 или Матфея 28:19 Доказанные поздние приписки о троице не имеющие в действительности никакого отношения к Писанию.
Приветствую Вас. Владимир. Я понимаю Вас. Ваше желание соединить Ваши понимания и убеждения с Писанием. Но мы должны быть осторожны…
Приветствую Вас. Не думаю что апостол Иоанн, написавший Евангелие и послания, был неграмотным. ))
Интересно, как раз с тринитарием обсуждаю эту тему. А то, что Иоанн был не грамотным, это как то объясняет его…
Мир Вам. 1.Верно то что Моисей был монотеистом и не знал троицы. 2. Моисей видел разницу между Всевышним Богом Отцом…
А пророк Моисей был монотеистом, называл Иисуса Христа Богом. Сам Христос Себя назвал Богом Авраама, Исаака и Иакова. Как же…